Deutsche Telekom IT Solutions

RU EN

Поиск

Меню

Cloud Billing расширяет границы

25.01.2021

Сегодня вы поговорили с мамой из Йошкар-Олы по телефону 32 минуты и несколько раз позвонили по работе, а в субботу потратили только 34 секунды на разговор с курьером из доставки суши. В интернете с телефона вы обычно сидите редко или подключаетесь к Wi-Fi, но в этом месяце вам пришел промо-код на бесплатные 10 Гб. Грех не посмотреть пару сезонов любимого сериала!

Как посчитать, сколько денег вы потратили на оплату минут, смсок, гигабайтов с учетом тарифа, подключенных опций, скидок, междугородних и местных звонков? Мы не задумываемся об этом, просто пополняем баланс, не представляя, какая работа за этим стоит.

Нелегкую задачу считать деньги и выставлять счета берет на себя биллинг–сервис. Биллинг незаменим во всех сегментах, где оказывают услуги: к примеру, в аэропортах его используют, чтобы посчитать, сколько выручки потеряла авиакомпания при задержке рейса; в облачных сервис-провайдерах (таких, как Azure, AWS и даже OTC) – для расчёта стоимости процессорного времени, которое съел ваш облачный софт.

Биллинговый сервис – это сложная система, которая интегрируется в другие структуры, чтобы подтягивать информацию и генерировать результаты подсчетов – инвойсы. Коллеги из программы Cloud Delivery в T-Systems Russia разрабатывают биллинговую систему нового поколения – Cloud Billing.

Cloud Billing отличается от других систем биллинга тем, что он не требует от клиента покупки лицензии и дополнительного «железа», так как все процессы происходят в «облаке». Заказчику достаточно подписаться на услуги биллинга из «облака», настроить с помощью web-интерфейса свой каталог продуктов или тарифов и список клиентов, загрузить данные о потреблении услуги. Сервис сам сгенерирует для клиента инвойс и отправит ему в формате PDF по электронной почте. Подробнее о том, как работает Cloud Billing, вы можете прочитать после сноски.

Cloud Billing способен не только измерять и считать, но и показывать ошибки и несостыковки в исходных данных. Система позволяет Operations заказчика исправить их и снова обработать данные. Также клиенту предоставляется сервис Cloud Archive для долговременного хранения инвойсов и их атрибутов: дат, заказчиков, адресов, номеров счетов и так далее.

Новым сервисом уже пользуются заказчики из Германии и Великобритании. Немецкой группе, объединяющей транспортные пассажирские компании по всей Германии, Verband Deutscher Verkehrsunternehmen (VDV), Cloud Billing позволяет продавать единый билет на сложный маршрут и осуществлять взаиморасчеты между перевозчиками, а для T-Mobile Netherlands наши коллеги разработали концепт замены существующей системы биллинга для более чем 3 млн. клиентов, включая корпоративных.

После успешного опыта работы с T-Mobile NL сервисом Cloud Billing заинтересовалась Magyar Telekom, венгерская компания, принадлежащая концерну Deutsche Telekom. Организация решила постепенно отойти от старых биллинговых систем и заменить их облачными сервисами, такими как Cloud Billing. Голландский архитектор, работавший с проектом, рассказал о результатах работы на презентации, и впечатленные венгерские коллеги сразу же заказали нашим разработчикам Proof-of-concept. Это редкий и приятный случай, когда текущий заказчик выступает в роли адвоката продукта перед другим потенциальным клиентом.

Proof-of-concept – возможность запустить проект в тестовом режиме и доказать, что мы можем производить качественный и нужный продукт. В 4 спринта наши разработчики продемонстрируют Magyar Telekom работу сервиса в различных условиях. Для этого им будет необходимо «прозрачно» интегрироваться в другие системы и незаметно встать на место предыдущих биллинговых сервисов. Пожелаем удачи команде Cloud Billing в разработке PoC.


Процесс подсчетов и создания инвойса происходит в шесть основных этапов:

  1. Data mapping (mediation) – преобразование информации во внутреннюю структуру биллинга.
  2. Guiding – сопоставление информации о полученных услугах с потребителем (абонентом телефона, аэропортом или пользователем облака). На этом этапе данные о том, сколько вы потратили, связываются с вашим абонентским номером и тарифом.
  3. Rating – расчет услуг для каждого клиента с учетом скидок.
  4. Агрегация – сведение трат пользователя за минуты, смски и гигабайты.
  5. Генерация инвойса – этап, на котором все ваши траты подсчитаны с учетом налогов и подготовлен PDF-документ.
  6. Отправка инвойса – отправка документа с помощью электронной почты или push-уведомления. Для создания биллинговой системы наши разработчики использовали целый ряд разноплановых технологий: Java, Spring, Angular, Apache Kafka, Mongo DB, MySQL, OTC based on OpenStack, Kubernetes, HashiCorp stack (Nomad, Vault, Consul, Terraform), Jenkins, ELK, Prometheus, Grafana.